Ответ: При работе с гражданами регистраторы недвижимости по удостоверению и регистрации сделок руководствуются двумя нормативными правовыми актами:
- Указ Президента Республики Беларусь № 200 от 26.04.2010 ”Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявления граждан“ (далее — Указ);
- Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.11.2010 № 63 ”Об определении перечня процедур и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных по заявлениям граждан“ (далее — Постановление).
Указ отражает перечень документов, который должен быть представлен регистратору гражданином (заявителем), а Постановление определяет документы, которые регистратор запрашивает самостоятельно.
При удостоверении договора отчуждения (купли-продажи, дарения, безвозмездной передачи) имеет место административная процедура 22.18.1 Указа, дополнительно требуются документы, предусмотренные пунктом 82 Постановления.
Так, административная процедура 22.18.1 ”удостоверение договоров отчуждения“ Указа и п. 82 Постановления предусматривает следующие документы:
- сведения о лицах, участвовавших в приватизации жилого помещения (если правоустанавливающий документ – договор приватизации);
- письменное согласие лиц, участвовавших в приватизации квартиры на её отчуждение (если правоустанавливающий документ – договор приватизации);
- копия лицевого счета на квартиру;
- письменное согласие совершеннолетних членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, проживающих в жилом помещении;
- информация органа опеки и попечительства в отношении зарегистрированных несовершеннолетних (подтверждение ненахождения их в социально-опасном положении);
- согласие супруга, если имеет место совместная собственность супругов на квартиру (приобретена в браке);
- документы, подтверждающие родственные связи;
- документы, подтверждающие внесение платы.
Согласно п. 15 Инструкции о порядке удостоверения регистратором документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, утвержденной постановлением Госкомимущества Республики Беларусь от 08.08.2013 № 38, в случае составления при удостоверении документа, являющегося основанием для регистрации сделки, заявлений, согласий, необходимых для удостоверения документа, являющегося основанием для регистрации сделки, регистратор проверяет личность подписавшего (подписавших), проверяет их дееспособность, полномочия представителей, о чем производит на этом документе соответствующую отметку.
Заявления, согласия должны быть подписаны в присутствии регистратора либо регистратору должно быть представлено согласие, удостоверенное нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, либо заявления, согласия, подлинность подписи на которых засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, либо иными должностными лицам, уполномоченными в соответствии с законодательством свидетельствовать подлинность подписи на документе.
По основным началам гражданского законодательства граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора), а добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений презюмируется.
Для получения детальной консультации применительно к конкретной квартире необходимо обратиться в Агентство на прием к регистратору недвижимости, выбрав операцию ”удостоверение договоров“. Регистратором будут изучены имеющиеся архивные материалы на квартиру, в том числе и на предмет отсутствия неузаконенной перепланировки в квартире, предоставлен полный перечень документов, необходимых для совершения сделки, а также разъяснены иные правовые вопросы, связанные с процедурой удостоверения договора отчуждения с недвижимым имуществом.
Ответ: С учетом положений статьи 10 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ (последовательность государственной регистрации) государственная регистрация создания капитального строения (здания, сооружения), создания незавершенного законсервированного капитального строения не может осуществляться ранее государственной регистрации создания земельного участка, на котором оно расположено. Поэтому государственной регистрации жилого дома должна предшествовать государственная регистрация земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Государственная регистрация создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него осуществляется по административной процедуре 22.1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 ”Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан“ (далее – Указ) и пункту 1 перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан, утвержденного Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.11.2010 № 63 (далее – Постановление) на основании следующих документов:
- заявление о государственной регистрации;
- паспорт заявителя;
- решение сельского исполнительного комитета о предоставлении земельного участка;
- землеустроительное дело на вновь образованный земельный участок;
- документ, подтверждающий внесение платы.
Государственная регистрация создания ранее эксплуатируемого капитального строения и возникновения права собственности на него, перешедшее по наследству, осуществляется по административным процедурам 22.4.1, 22.4.3 Указа и пункту 70 Постановления.
Стоимость услуг составляет:
- по государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права пожизненного наследуемого владения на него — 1 базовая величина (при наличии ограничений в использовании – 1,2 базовой величины) и 0,5 базовой величины в счет уплаты государственной пошлины за получение правоудостоверяющего документа на земельный участок;
- по технической инвентаризации жилого дома площадью до 50 кв.м. и составлению технического паспорта – ориентировочно 120 рублей (по состоянию на 10.03.2020);
- по государственной регистрации создания капитального строения (жилого дома) и возникновения права собственности на него – 0,6 базовой величины.
Ответ: По положениям ст. 59 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ если в соответствии с законодательством Республики Беларусь права, ограничения (обременения) прав являются связанными между собой (переход права собственности на капитальное строение (здание, сооружение) и возникновение, переход, прекращение права, ограничения (обременения) права на земельный участок, то их государственная регистрация осуществляется одновременно.
Согласно ст. 55 Кодекса Республики Беларусь ”О земле“ от 23.07.2008 № 425-З при переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения или долей в праве на данные объекты к их приобретателям переходят права на земельные участки, на которых они расположены. При переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, расположенные на арендуемых земельных участках, или долей в праве на данные объекты к их приобретателям переходят права и обязанности по соответствующим договорам аренды земельного участка на оставшийся срок аренды соответствующего земельного участка.
Государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на капитальное строение.
Рекомендации Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (приложение к письму от 25.02.2008 № 02-10/30) по вопросам применения Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“ (далее – Указ) гласят, что если участок находился у прежнего владельца на праве аренды и при этом не меняется целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы, то регистратор одновременно со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации выдает новому арендатору земельного участка копию договора аренды земельного участка, который имеется в регистрационном деле. На последнем листе копии договора или на чистом листе бумаги, сшитым с договором, делается отметка следующего содержания: ”Права и обязанности арендатора перешли к Фамилия, имя, отчество. Дата государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок ”__“ _______2019г.“. Данная запись должна быть подписана регистратором и скреплена его печатью.
Отметка аналогичного содержания делается также на последнем листе копии договора, имеющемся в регистрационном деле.
По пп. 12.4 п. 12 Указа организация по государственной регистрации в течение 5 рабочих дней со дня совершения регистрационного действия по государственной регистрации перехода прав на земельный участок либо доли в праве на него при переходе прав на расположенные на нем капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, или долей в праве на данные объекты к другому лицу уведомляет о переходе прав землеустроительную службу местного исполнительного комитета и территориальные налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
Ответ: В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним“ (далее – Закон о регистрации) в компетенцию Агентства не входит полномочие по толкованию нормативных правовых актов (статья 70 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З ”О нормативных правовых актах Республики Беларусь“).
Вместе с тем считаем возможным высказать мнение по изложенному в обращении вопросу.
Согласно п. 2 ст. 399 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) предварительный договор должен быть заключен в форме, установленной законодательством для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. В соответствии со статьей 521 ГК договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Соответственно предварительный договор купли-продажи недвижимости также должен быть заключен в письменной форме.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат договоры, которые являются или могут являться основанием возникновения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, подлежащих государственной регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о регистрации. Предметом предварительного договора является заключение в будущем основного договора (п. 1 ст. 399 ГК).
Следовательно, поскольку предварительный договор непосредственно не является основанием для перехода права собственности на недвижимое имущество, государственной регистрации предварительный договор купли-продажи недвижимого имущества не подлежит.
Ответ: Для государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него гражданин обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения этого участка с заявлением о выдаче правоудостоверяющего документа.
В заявлении о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, указываются имеющиеся у гражданина сведения об используемом им земельном участке, его площадь, желаемое вещное право на него.
Местный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает заявление гражданина о выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления и при отсутствии основания для отказа в выдаче правоудостоверяющего документа поручает организации по землеустройству либо иному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, выполняющим работы по установлению границы земельного участка на местности, выполнить работы по установлению границы предоставленного земельного участка на местности по фактическому пользованию с учетом правоудостоверяющих документов, выданных смежным землепользователям.
Ответ: На местности может быть восстановлена только фиксированная граница земельного участка.
Восстановление нефиксированной границы земельного участка, а также границы земельного участка, установленной аэрофотогеодезическим способом, не производится. В отношении таких земельных участков по желанию заинтересованного лица выполняются работы по установлению фиксированной границы земельного участка геодезическим способом.
Восстановление фиксированной границы земельного участка заключается в отыскании на местности положения точек поворота ранее установленной геодезическим способом фиксированной границы земельного участка и закреплении при необходимости соответствующих точек новыми межевыми знаками взамен утраченных.
Восстановление границы земельного участка производится в присутствии землепользователя земельного участка или его представителя (в случае совершения действий от его имени).
Ознакомление заинтересованного лица с восстановленной границей и сдача межевых знаков на сохранность этому лицу осуществляются путем визуального обозрения точек поворота границы земельного участка.
Ответ: При выполнении работ по установлению либо восстановлению границы земельного участка точки поворота на местности закрепляются межевыми знаками. Не закрепляются на местности межевыми знаками точки поворота границ земельных участков, если этими точками являются углы капитальных строений (зданий, сооружений), столбы или углы капитальных ограждений, бордюров и другие твердые объекты местности.
Ответ: В случае наличия земельного спора в соответствии со ст. 92 Кодекса о земле его разрешение производится государственными органами:
- земельные споры, кроме споров, предусмотренных частью второй настоящей статьи, разрешаются областным, Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке;
- земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в судебном порядке.
Ответ: Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 N 384 перепланировка — изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ. К работам по перепланировке относятся: изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок, устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.
Ответ: Для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку гражданин подает в местный исполнительный и распорядительный орган (администрации Ленинского и Октябрьского районов г. Могилева) заявление и представляет документы, перечисленные в подпункте 1.1.21 пункта 1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».
Ответ: Жилой дом возможно признать завершенным строительством при наличии следующих конструктивных элементов: фундамент, стены, крыша, пол, перекрытие (потолок), окна, двери, электроосвещение, отопление, внутренние междуэтажные лестницы (при наличии двух и более этажей), внутренняя отделка (допускается без отделки).
Ответ: Если иное не предусмотрено законодательством, срок действия результата независимой оценки составляет 12 месяцев с даты оценки, за исключением следующих целей оценки:
- продажи без проведения аукциона либо конкурса, включая продажу в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) – 6 месяцев с даты оценки;
- передачи в залог (ипотеку) – 6 месяцев с даты оценки;
- возмещения убытков (ущерба) – 6 месяцев с даты оценки;
- исчисления налога на недвижимость для физических лиц при проведении независимой оценки индексным методом оценки — до конца текущего календарного года;
- исчисления подоходного налога для физических лиц при проведении независимой оценки индексным методом оценки — 12 месяцев с даты регистрации заключения об оценке;
- разделения (выделения) первоначальной стоимости инвентарного объекта — 12 месяцев с даты регистрации заключения об оценке.(ТКП 52.0.01-2018)